Расстрел царской семьи
16 июля - трагическая дата в отечественном календаре, в ночь с 16 на 17 июля 1918 года был осуществлён растрел семьи бывшего российского императора Николая II и их прислуги, в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге, во исполнение постановления Уральского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, возглавлявшегося большевиками.
Наличие санкций большевистского руководства (Ленина и Свердлова) на расстрел Николая II современной исторической наукой признается установленным фактом.
В 1917 году, после Февральской революции, отречения от престола и домашнего ареста, бывший российский император Николай II и его семья по решению Временного правительства были высланы в Тобольск.
После прихода к власти большевиков и начала гражданской войны, в апреле 1918 года, получено разрешение Президиума (ВЦИК) четвёртого созыва о переводе Романовых в Москву с целью проведения суда над ними.
Ввиду наступления Чехословацкого корпуса и белой Сибирской армии на Восточном фронте, большевиками было решено спешно осуществить убийство в Екатеринбурге, куда на тот момент была переправлена царская семья.
Семья Романовых содержалась в «Доме особого назначения» — реквизированном особняке горного и военного инженера-строителя Н. И. Ипатьева. Здесь с семьёй Романовых проживали пять человек обслуживающего персонала: доктор Е. С. Боткин, камер-лакей А. Е. Трупп, комнатная девушка и горничная императрицы А. С. Демидова, повар И. М. Харитонов и поварёнок Л. Седнёв.
Согласно официальной советской версии, решение о расстреле было принято только Уралсоветом, Москва была уведомлена post factum.
В начале июля 1918 года уральский военный комиссар Филипп Голощёкин выехал в Москву для решения вопроса о дальнейшей судьбе царской семьи.
Уралсовет на своем заседании 12 июля 1918 года принял постановление о расстреле, а также о способах уничтожения трупов и 16 июля передал сообщение об этом по прямому проводу в Петроград — Г. Е. Зиновьеву.
В ночь с 16 на 17 июля Романовы и обслуга легли спать, как обычно, в 22 часа 30 минут. В 23 часа 30 минут в особняк явились два особоуполномоченных от Уралсовета. Они вручили решение исполкома командиру отряда охраны П. З. Ермакову и коменданту дома комиссару Чрезвычайной следственной комиссии Якову Юровскому и предложили немедленно приступить к исполнению приговора.
После отсылки поварёнка Юровский предлагает ликвидировать арестованных, заколов их во сне кинжалами, но выясняется, что они не ложатся спать, встревоженные уводом Седнёва. Тогда Юровский предлагает перевести арестованных в полуподвал под предлогом обеспечения безопасности, так как на дом якобы могут напасть анархисты. На самом деле незадолго до этого большевики уже разгромили екатеринбургский штаб анархистов, и обезвредили отряды анархиста Жебенева П. И.
После того, как арестованные всё-таки легли спать, Юровский будит врача Боткина, и предлагает ему разбудить остальных, и перейти вниз.
Арестованные спустились со второго этажа дома и перешли в угловую полуподвальную комнату. Юровский зачитал резолюцию о расстреле, и расстрельная команда немедленно открыла огонь, причём царь успел только спросить: «Что?».
Расстрельной команде не удалось сразу убить наследника, также сложности возникли с женщинами: императрицей Александрой Фёдоровной, великими княжнами Татьяной и Анастасией, горничной Демидовой.
Сложности с расстрелом царицы и великих княжон объяснились сразу после расстрела: женщины незаметно для охраны смогли зашить в своё бельё драгоценности, которые при расстреле сработали, как защитный панцирь. Расстрельная команда добила женщин штыками и выстрелами в голову. Юровский лично добивает легкораненного наследника.
В 1 час ночи 17 июля расстрел был завершён. Один из караульных также убил собачку великой княжны Анастасии.
Сообщение о расстреле всех членов царской семьи поступило в адрес секретаря Совнаркома Н. П. Горбунова для Свердлова Я. М. 17 июля 1918 года. Центральные советские газеты сообщили об этом 19 июля.
Комментариев нет:
Отправить комментарий