Легенды рока: Роберт Джонсон
О Роберте Лерое Джонсоне, я уже дважды упоминал в нашем блоге, один раз - когда писал о музыкантах родившихся 8 мая, это было совсем недавно; а второй раз - когда писал о Курте Кобейне и так называемом "клубе 27"(объединённое название группы музыкантов, сильно повлиявших на становление и развитие музыки стилей рок и блюз и умерших в возрасте 27-ми лет, иногда при странно сложившихся обстоятельствах). Посему, думаю самое время рассказать о нем поподробнее, тем более, что за давностью лет, о нем многие уже успели позабыть, а кто-то и вовсе не знал)) Имя Роберта Джонсона окутано легендой, но всё по порядку...
Американский музыкант, автор песен, один из наиболее известных блюзменов XX века - Роберт Лерой Джонсон, родился 8 мая 1911 года.
После знакомства в 1930 году с Соном Хаузом и Вилли Брауном, Роберт Джонсон пытался овладеть игрой на гитаре в стиле блюз, чтобы выступать вместе с ними, но искусство это давалось ему крайне тяжело. На какое-то время Роберт расстался с друзьями и исчез, а когда появился в 1931 году, уровень его мастерства возрос многократно. По этому поводу Джонсон рассказывал байку о том, что есть некий магический перекрёсток, на котором он заключил сделку с дьяволом в обмен на умение играть блюз. В самых известных своих песнях (Me and the devil blues, Hellhound on my trail, Crossroad blues) он непосредственно упоминает об этом. Написав 29 песен, проведя три сессии звукозаписи, он погиб, как гласит официальная версия, от рук ревнивого мужа своей возлюбленной.
О жизни Джонсона известно немного, и о годах становления мастерства Роберта как гитариста и автора блюзов сейчас можно судить лишь опосредованно. Скорее всего, это был настоящий самородок, талант которого раскрылся в общении с другими музыкантами и, возможно, под влиянием тех непростых условий, в которых протекала жизнь Роберта. Объективно Джонсон обладал исключительными физическими данными: при взгляде на его фото видно, что кисти его рук необычайно велики, а пальцы – очень длинны. Многое из аккордовых последовательностей и пассажей, которыми блистал Джонсон, попросту неисполнимо для человека с «обычными» руками. Джонсон использовал на гитаре «гуляющий бас» – прием, услышанный им у первых исполнителей буги-вуги на фортепиано. Он учился выстраивать гитарную фактуру, слушая Лонни Джонсона. Такие гранды дельта-блюза, как Чарли Паттон, Уилли Браун и Сан Хаус, без сомнения, повлияли на его слайд-манеру. Джонсон очень много путешествовал, черпая мелодические и ритмические идеи у всех блюзменов, которых он встречал. Но его исполнение отличалось какой-то непостижимой глубиной и страстью, которые и делали его игру совершенно особенной.
Песни его исполняли и исполняют Эрик Клэптон, Led Zeppelin, Рай Кудер, The Rolling Stones, The Doors, Боб Дилан, Grateful Dead, John Mayall, Питер Грин, Luther Allison, Red Hot Chili Peppers, The White Stripes, Патти Смит и др.
Фигуре Роберта Джонсона было посвящено несколько документальных фильмов — в их числе «В поисках Роберта Джонсона» (1991), «Слышишь, ветер завывает?», «Жизнь и музыка Роберта Джонсона» (1997), и один художественный — «Перекрёсток» Уолтера Хилла (1986). В телесериале «Сверхъестественное», в восьмом эпизоде второго сезона («Блюз на перекрёстке»), речь идёт о перекрёстке, на котором якобы заключил сделку Джонсон, и упоминается он сам. В фильме «О, где же ты, брат?» встречается темнокожий гитарист Томми Джонсон, утверждающий, что за умение играть на гитаре продал на перекрёстке душу дьяволу. Этот перекресток также фигурирует в 14 серии первого сезона мультсериала «Металлопокалипсис».
Вот такая легенда... А «Перекресток» этот, с его же слов - пересечение 61 и 49 дороги, в Кларксдейл, штат Миссисипи.
Дискография Джонсона велика и не поддаётся подсчёту в силу того, что ни одного альбома при жизни он не записал, а после смерти музыканта фирмы компилируют его наследие по собственному желанию.
И закончить эту писанину хочется цитатой которую я взял на bluezblogе: "Место погребения Роберта Джонсона давно позабыто, как и подобает тому, кто продал душу и обрел бессмертие!"
Комментариев нет:
Отправить комментарий